Я выбираю бесконечность...
РецензияДля написания рецензии была выбрана монография Г.Г.Филипповой «Психо-логия материнства». Данная монография является учебным пособием по курсу «Пси-хическое развитие ребёнка раннего возраста» и выпущена в 2002 году Издательством Института Психотерапии г. Москвы. Пособие предназначено для студентов психоло-гических, психолого-педагогических и психолого-медицинских специальностей.
В качестве критериев оценки были выделены следующие элементы: наличие сведений об авторе работы, соотношение названия и содержания работы, структура и язык монографии; представленность изучаемой проблемы в психологической науке; объект, предмет и цели работы; методологическая ориентация работы; ценности ав-тора; методология; парадигма, на которую опирается автор; подход; направление, в рамках которого выдержана работа; способ объяснения.
Об авторе в данном учебном пособии не содержится никакой дополнитель-ной информации. В этой работе Филиппова делает попытку дать представление о ма-теринстве, как самостоятельной психической реальности, рассмотреть структуру и содержание взаимодействия матери и ребенка. Общий объем монографии – 239 стра-ниц, работа содержит введение, четыре главы и список литературы (основной и до-полнительной). Первая глава посвящена изучению проблемы материнства в психоло-гии, содержит три подраздела, общий объём главы – 37 страниц. Вторая глава по-священа психическому развитию ребенка и функциям матери, содержит пять подраз-делов, объём – 70 страниц. Третья глава посвящена непосредственно структуре, со-держанию и онтогенезу материнства, содержит четыре подраздела, объем – 111 стра-ниц. Четвертая глава называется «Психологическая помощь матери и ребёнку», в неё входят три подраздела, общий объём главы – 15 страниц. Каждая глава заканчивается вопросами для обсуждения. К недостаткам монографии относятся отсутствие общих выводов или заключения по результатам всей монографии (при наличии введения).
Название работы предельно лаконично, что может, на наш взгляд, объяс-няться тем, что монография является учебным пособием и действительно отражает разные аспекты психологии материнства. Хотя, возможно, есть некоторое несоответ-ствие между названием пособия и названием курса к которому оно относится – «Психическое развитие ребёнка раннего возраста». Часть работы действительно по-священа некоторым особенностям развития ребенка, в частности, в пренатальном пе-риоде, что никак не отражено в названии.
В пособии достаточно подробно представлен адрес проблемы материнства в психологии, этому посвящена практически вся первая глава, в которой говорится собственно о проблеме материнства, о изучении материнства в психологии (этому посвящено 75% от общего объема главы) и о путях исследования материнско-детских отношений. В целом существует не очень много работ посвященных про-блеме материнства и развитии психики в пренатальном периоде, и это учебное посо-бие является в некоторой степени универсальным, интегрирующим воедино накоп-ленный материал по этим проблемам.
Автор не указывает объект и предмет и цели и задачи работы. По поводу по-следних сказано лишь, что «Настоящее учебное пособие представляет собой попытку представить материнство как часть личностной сферы женщины, имеющую фило- и онтогенетическую историю и ориентированную на задачи рождения и воспитания ребёнка» Исходя из содержания, можно предположить, что объектом данной работы является сам феномен материнства в психологии, а предметом – различные аспекты этого феномена, такие как: функции матери связанные с психическим развитием ре-бёнка, структура, содержание и онтогенез материнства, изучение материнства в пси-хологии. Целью же работы, исходя из содержания, является психологическое осве-щение феномена материнства и его аспектов.
Язык работы ориентирован на студентов психологических специальностей. В целом работа не содержит терминов какой-либо одной теории, в некоторых разде-лах автор использует терминологию определенных теорий, если она соответствует содержанию раздела. Например, при описании направлений детского развития, где в качестве одного из них выделяется когнитивная психология используются такие тер-мины как: когнитивное развитие, сенсомоторный интеллект, развитие перцепции. При описании структуры материнской потребностно-мотивационной сферы исполь-зуются термины гештальтпсихологии, в частности описывается «гештальт младенче-ства», и бихевиоризма: поведенческий акт, механизмы регуляции поведения, реак-ция на стимуляцию внешней среды и другие. В целом язык работы доступен для по-нимания, но состоит в основном из научной терминологии, используются специаль-ные термины (внутриутробная стимульная среда, материнская потребностно-мотивационная сфера и т.д.), но в некоторых разделах допускаются и некоторые ме-тафорические выражения, например «мать-ехидна», «кладезь здоровья» и т.п.
Методологическая ориентация работы:
- качественная ориентация, т.к. в работе вообще не приводятся какие-либо количественные данные исследований, нет ни одной таблицы, представлены качест-венно обработанные данные научных исследований их синтез и анализ, там где требуется указание на какие-то количественные критерии, например с целью сопос-тавления, чаще всего употребляются: «большинство женщин…», «большая часть детей данного возраста» и т.п.;
-в целом монография имеет синтетическую ориентацию, т.к. строится на объединении результатов многих научных исследований. Однако применительно к содержанию работы, можно говорить и об её аналитической ориентации, т.к. произ-водится анализ феномена материнства, а также анализ определенных этапов разви-тия ребенка, что подразумевает расчленение самого процесса развития на части, в свою очередь подразделяющие на отдельные составляющие, так же и с феноменом материнства.
В данной работе автор не выдвигает каких-либо гипотез напрямую, т.к. мо-нография не содержит элементы эмпирического исследования, а содержит только анализ и обзор уже ранее проведенных исследований. Но отдельные разделы содер-жат скрытые гипотезы - предположения, которые потом подтверждаются или рас-крываются более подробно. Так, например, в разделе «Психологическая помощь ма-тери и ребёнку», автор пишет: «Изучение психологического состояния женщин во время вынашивания ребёнка (В.И.Брутман, А.Я.Варга и др.) позволяет предполо-жить, что в беременности есть собственная, присущая ей динамика обострения и ос-лабления имеющихся у женщины проблем.» Далее следует более подробное описа-ние этой динамики. Но не указывается в рамках каких исследований были получены эти данные. Таким образом, главной ценностью автора, на наш взгляд, является ра-нее накопленный материал по проблемам психологии материнства, автор часто ссы-лается на исследования разных авторов, приводя их фамилии, но не приводя не на-званий, не времени проведения этих исследований или научных работ. В тексте при-сутствует большое количество ссылок на разных исследователей, занимающихся изучением того или иного аспекта представляемой проблемы. Т.е. отсутствие кон-кретных ссылок на обрабатываемый материал является нормой для автора данной монографии.
Методология данной работы дескриптивная. Обрабатывается уже накоплен-ный ранее материал, в практических разделах описываются только те виды психоло-гической помощи, пути исследования, приемы, методы, которые уже применяются в научной и медицинской практике.
В данной работе Г.Г.Филлипова опирается и на гуманитарную и на естест-веннонаучную парадигму. Признаками первой являются отказ от количественного описания методов исследования, от приведения количественных данных, в работе не содержится ни таблиц ни графиков рассматривается в большей степени специфика человека, материнской сферы и онтогенетического развития ребенка. Признаками второй являются структурированность текста, четкое выделение последовательности этапов пренатального развития ребёнка, этапов и уровней развития материнской сферы, что противоречит гуманитарной парадигме. Есть специальные разделы по-священное путям исследования взаимоотношений матери и ребенка, методам диаг-ностики и коррекции материнского поведения, в том числе и количественным, со-поставляются данные разных исследований, разных авторов, что также говорит об опоре на естественнонаучную парадигму.
При написании монографии Г.Г.Филиппова использовала целостный сис-темный подход в психологии. Об этом говорит от факт, что материнство описывается как совокупность аспектов (компонентов), связанных между собой, т.е. можно ска-зать, что материнство представлено как система. Процесс онтогенетического разви-тия ребёнка также представлен как система связанных между элементов (эмоцио-нальная сфера, субъективный опыт, структура личности), развивающихся совместно. В работе представлен как анализ, так и синтез систем материнства, материнско-детских взаимоотношений и онтогенетического развития ребёнка. В процессе анали-за автор выделяет эти системы из среды, определяются их структура, функции, инте-гральные характеристики и взаимосвязи со средой. В процессе синтеза создается мо-дель системы материнства, которая описывается более абстрактно опираясь на эле-менты её состава, а при описании системы материнско-детских взаимоотношений автор говорит также о закономерностях динамики их развития.
Основным направлением, в стиле которого выдержана эта монография, явля-ется структурализм. Об этом говорят даже названия глав учебного пособия: «Психи-ческое развитие ребёнка и функции матери», «Материнство: структура, содержание, онтогенез». В монографии нет каких-либо данных об её авторе, а также об авторах научных исследований (помимо фамилий), результаты которых используются в дан-ной работе. Практически все рассматриваемые аспекты материнства, психического развития ребёнка, представлены в виде структур отдельных связанных друг с другом элементов выполняющих определённые функции. Часто используются такие поня-тия, как уровень (например, уровень развития потребностно-мотивационной серы), функция (функции матери на разных этапах развития ребёнка), содержание (содер-жание комплексной психологической помощи). Обработка уже имеющихся научных данных, на которые опирается автор, происходит в соответствии со структуралист-ским методом. Всё это также соответствует естественнонаучному подходу. Однако в первой главе пособия, присутствуют и черты постпозитивистских подходов, в част-ности рассматривается история изучения материнства в психологии, развитие науч-ного знания в области пренатальной психологии и психологии материнства, рассмат-ривается множество конкурирующих теорий и подходов, существовавших в данных областях.
Объяснение производится автором с позиций конструктивизма (по Пиаже): Г.Г.Филиппова объясняет материал, опираясь на исходные данные эмпирических ис-следований и мнения ученых. Основываясь на них, она создает возможные модели (например, модель материнского поведения, модель самовосприятия беременности, модель материнства в целом). В целом работа построена на интеграции результатов различных исследований, а также взглядов разных ученых на те или иные аспекты материнства и материнско-детских взаимоотношений.
Итак, проанализировав и оценив данную монографию, можно выделить не-которые общие достоинства и недостатки работы.
К достоинствам данной монографии относятся:
-хорошая структурированность, логичность изложения материала, язык ра-боты соответствует уровню учебного пособия для студентов-психологов, содержит специальную терминологию, но в то же время является доступным для восприятия студенческой аудиторией;
-представленность теоретических взглядов, опора на результаты научных ис-следований разных авторов и исследователей, что позволяет избежать субъективизма автора;
- хорошая представленность места изучаемой проблемы в психологической науке, обращение к истории изучения проблемы материнства, что позволяет студен-там лучше сориентироваться в причинах актуальности и важности проблемы;
-опора на разные парадигмы и направления в психологии, что позволяет рас-смотреть проблему с разных позиций.
К недостаткам работы относятся:
-некоторая несогласованность названия и содержания работы, т.е. не отра-жение в названии одного из главных блоков информации представленных в учебном пособии;
-отсутствие общего заключения или выводов по работе в целом, завершаю-щего параграфа, а также отсутствие списка использованной литературы (дан только список литературы рекомендованной для изучения по смежным проблемам) и кон-кретных ссылок на использованные материалы;
-полное отсутствие любых количественных данных (результатов исследова-ний, процентного соотношения полученных данных и т.п.).
В целом, за исключением недостатков перечисленных выше монография, на наш взгляд, соответствует уровню учебного пособия для студентов психологических специальностей ВУЗов.
В качестве критериев оценки были выделены следующие элементы: наличие сведений об авторе работы, соотношение названия и содержания работы, структура и язык монографии; представленность изучаемой проблемы в психологической науке; объект, предмет и цели работы; методологическая ориентация работы; ценности ав-тора; методология; парадигма, на которую опирается автор; подход; направление, в рамках которого выдержана работа; способ объяснения.
Об авторе в данном учебном пособии не содержится никакой дополнитель-ной информации. В этой работе Филиппова делает попытку дать представление о ма-теринстве, как самостоятельной психической реальности, рассмотреть структуру и содержание взаимодействия матери и ребенка. Общий объем монографии – 239 стра-ниц, работа содержит введение, четыре главы и список литературы (основной и до-полнительной). Первая глава посвящена изучению проблемы материнства в психоло-гии, содержит три подраздела, общий объём главы – 37 страниц. Вторая глава по-священа психическому развитию ребенка и функциям матери, содержит пять подраз-делов, объём – 70 страниц. Третья глава посвящена непосредственно структуре, со-держанию и онтогенезу материнства, содержит четыре подраздела, объем – 111 стра-ниц. Четвертая глава называется «Психологическая помощь матери и ребёнку», в неё входят три подраздела, общий объём главы – 15 страниц. Каждая глава заканчивается вопросами для обсуждения. К недостаткам монографии относятся отсутствие общих выводов или заключения по результатам всей монографии (при наличии введения).
Название работы предельно лаконично, что может, на наш взгляд, объяс-няться тем, что монография является учебным пособием и действительно отражает разные аспекты психологии материнства. Хотя, возможно, есть некоторое несоответ-ствие между названием пособия и названием курса к которому оно относится – «Психическое развитие ребёнка раннего возраста». Часть работы действительно по-священа некоторым особенностям развития ребенка, в частности, в пренатальном пе-риоде, что никак не отражено в названии.
В пособии достаточно подробно представлен адрес проблемы материнства в психологии, этому посвящена практически вся первая глава, в которой говорится собственно о проблеме материнства, о изучении материнства в психологии (этому посвящено 75% от общего объема главы) и о путях исследования материнско-детских отношений. В целом существует не очень много работ посвященных про-блеме материнства и развитии психики в пренатальном периоде, и это учебное посо-бие является в некоторой степени универсальным, интегрирующим воедино накоп-ленный материал по этим проблемам.
Автор не указывает объект и предмет и цели и задачи работы. По поводу по-следних сказано лишь, что «Настоящее учебное пособие представляет собой попытку представить материнство как часть личностной сферы женщины, имеющую фило- и онтогенетическую историю и ориентированную на задачи рождения и воспитания ребёнка» Исходя из содержания, можно предположить, что объектом данной работы является сам феномен материнства в психологии, а предметом – различные аспекты этого феномена, такие как: функции матери связанные с психическим развитием ре-бёнка, структура, содержание и онтогенез материнства, изучение материнства в пси-хологии. Целью же работы, исходя из содержания, является психологическое осве-щение феномена материнства и его аспектов.
Язык работы ориентирован на студентов психологических специальностей. В целом работа не содержит терминов какой-либо одной теории, в некоторых разде-лах автор использует терминологию определенных теорий, если она соответствует содержанию раздела. Например, при описании направлений детского развития, где в качестве одного из них выделяется когнитивная психология используются такие тер-мины как: когнитивное развитие, сенсомоторный интеллект, развитие перцепции. При описании структуры материнской потребностно-мотивационной сферы исполь-зуются термины гештальтпсихологии, в частности описывается «гештальт младенче-ства», и бихевиоризма: поведенческий акт, механизмы регуляции поведения, реак-ция на стимуляцию внешней среды и другие. В целом язык работы доступен для по-нимания, но состоит в основном из научной терминологии, используются специаль-ные термины (внутриутробная стимульная среда, материнская потребностно-мотивационная сфера и т.д.), но в некоторых разделах допускаются и некоторые ме-тафорические выражения, например «мать-ехидна», «кладезь здоровья» и т.п.
Методологическая ориентация работы:
- качественная ориентация, т.к. в работе вообще не приводятся какие-либо количественные данные исследований, нет ни одной таблицы, представлены качест-венно обработанные данные научных исследований их синтез и анализ, там где требуется указание на какие-то количественные критерии, например с целью сопос-тавления, чаще всего употребляются: «большинство женщин…», «большая часть детей данного возраста» и т.п.;
-в целом монография имеет синтетическую ориентацию, т.к. строится на объединении результатов многих научных исследований. Однако применительно к содержанию работы, можно говорить и об её аналитической ориентации, т.к. произ-водится анализ феномена материнства, а также анализ определенных этапов разви-тия ребенка, что подразумевает расчленение самого процесса развития на части, в свою очередь подразделяющие на отдельные составляющие, так же и с феноменом материнства.
В данной работе автор не выдвигает каких-либо гипотез напрямую, т.к. мо-нография не содержит элементы эмпирического исследования, а содержит только анализ и обзор уже ранее проведенных исследований. Но отдельные разделы содер-жат скрытые гипотезы - предположения, которые потом подтверждаются или рас-крываются более подробно. Так, например, в разделе «Психологическая помощь ма-тери и ребёнку», автор пишет: «Изучение психологического состояния женщин во время вынашивания ребёнка (В.И.Брутман, А.Я.Варга и др.) позволяет предполо-жить, что в беременности есть собственная, присущая ей динамика обострения и ос-лабления имеющихся у женщины проблем.» Далее следует более подробное описа-ние этой динамики. Но не указывается в рамках каких исследований были получены эти данные. Таким образом, главной ценностью автора, на наш взгляд, является ра-нее накопленный материал по проблемам психологии материнства, автор часто ссы-лается на исследования разных авторов, приводя их фамилии, но не приводя не на-званий, не времени проведения этих исследований или научных работ. В тексте при-сутствует большое количество ссылок на разных исследователей, занимающихся изучением того или иного аспекта представляемой проблемы. Т.е. отсутствие кон-кретных ссылок на обрабатываемый материал является нормой для автора данной монографии.
Методология данной работы дескриптивная. Обрабатывается уже накоплен-ный ранее материал, в практических разделах описываются только те виды психоло-гической помощи, пути исследования, приемы, методы, которые уже применяются в научной и медицинской практике.
В данной работе Г.Г.Филлипова опирается и на гуманитарную и на естест-веннонаучную парадигму. Признаками первой являются отказ от количественного описания методов исследования, от приведения количественных данных, в работе не содержится ни таблиц ни графиков рассматривается в большей степени специфика человека, материнской сферы и онтогенетического развития ребенка. Признаками второй являются структурированность текста, четкое выделение последовательности этапов пренатального развития ребёнка, этапов и уровней развития материнской сферы, что противоречит гуманитарной парадигме. Есть специальные разделы по-священное путям исследования взаимоотношений матери и ребенка, методам диаг-ностики и коррекции материнского поведения, в том числе и количественным, со-поставляются данные разных исследований, разных авторов, что также говорит об опоре на естественнонаучную парадигму.
При написании монографии Г.Г.Филиппова использовала целостный сис-темный подход в психологии. Об этом говорит от факт, что материнство описывается как совокупность аспектов (компонентов), связанных между собой, т.е. можно ска-зать, что материнство представлено как система. Процесс онтогенетического разви-тия ребёнка также представлен как система связанных между элементов (эмоцио-нальная сфера, субъективный опыт, структура личности), развивающихся совместно. В работе представлен как анализ, так и синтез систем материнства, материнско-детских взаимоотношений и онтогенетического развития ребёнка. В процессе анали-за автор выделяет эти системы из среды, определяются их структура, функции, инте-гральные характеристики и взаимосвязи со средой. В процессе синтеза создается мо-дель системы материнства, которая описывается более абстрактно опираясь на эле-менты её состава, а при описании системы материнско-детских взаимоотношений автор говорит также о закономерностях динамики их развития.
Основным направлением, в стиле которого выдержана эта монография, явля-ется структурализм. Об этом говорят даже названия глав учебного пособия: «Психи-ческое развитие ребёнка и функции матери», «Материнство: структура, содержание, онтогенез». В монографии нет каких-либо данных об её авторе, а также об авторах научных исследований (помимо фамилий), результаты которых используются в дан-ной работе. Практически все рассматриваемые аспекты материнства, психического развития ребёнка, представлены в виде структур отдельных связанных друг с другом элементов выполняющих определённые функции. Часто используются такие поня-тия, как уровень (например, уровень развития потребностно-мотивационной серы), функция (функции матери на разных этапах развития ребёнка), содержание (содер-жание комплексной психологической помощи). Обработка уже имеющихся научных данных, на которые опирается автор, происходит в соответствии со структуралист-ским методом. Всё это также соответствует естественнонаучному подходу. Однако в первой главе пособия, присутствуют и черты постпозитивистских подходов, в част-ности рассматривается история изучения материнства в психологии, развитие науч-ного знания в области пренатальной психологии и психологии материнства, рассмат-ривается множество конкурирующих теорий и подходов, существовавших в данных областях.
Объяснение производится автором с позиций конструктивизма (по Пиаже): Г.Г.Филиппова объясняет материал, опираясь на исходные данные эмпирических ис-следований и мнения ученых. Основываясь на них, она создает возможные модели (например, модель материнского поведения, модель самовосприятия беременности, модель материнства в целом). В целом работа построена на интеграции результатов различных исследований, а также взглядов разных ученых на те или иные аспекты материнства и материнско-детских взаимоотношений.
Итак, проанализировав и оценив данную монографию, можно выделить не-которые общие достоинства и недостатки работы.
К достоинствам данной монографии относятся:
-хорошая структурированность, логичность изложения материала, язык ра-боты соответствует уровню учебного пособия для студентов-психологов, содержит специальную терминологию, но в то же время является доступным для восприятия студенческой аудиторией;
-представленность теоретических взглядов, опора на результаты научных ис-следований разных авторов и исследователей, что позволяет избежать субъективизма автора;
- хорошая представленность места изучаемой проблемы в психологической науке, обращение к истории изучения проблемы материнства, что позволяет студен-там лучше сориентироваться в причинах актуальности и важности проблемы;
-опора на разные парадигмы и направления в психологии, что позволяет рас-смотреть проблему с разных позиций.
К недостаткам работы относятся:
-некоторая несогласованность названия и содержания работы, т.е. не отра-жение в названии одного из главных блоков информации представленных в учебном пособии;
-отсутствие общего заключения или выводов по работе в целом, завершаю-щего параграфа, а также отсутствие списка использованной литературы (дан только список литературы рекомендованной для изучения по смежным проблемам) и кон-кретных ссылок на использованные материалы;
-полное отсутствие любых количественных данных (результатов исследова-ний, процентного соотношения полученных данных и т.п.).
В целом, за исключением недостатков перечисленных выше монография, на наш взгляд, соответствует уровню учебного пособия для студентов психологических специальностей ВУЗов.
исполь-зуются
описа-ние и тд.
Слуш, не врублюсь- а по какому принципу так написано?
Эри, ты сама так написала/сформулировала?
Интересное чтиво
Зашибусь!
Всё, я пошла работать!
Интересное чтиво ? не оторваться, перечитываю в 16 й раз
Да не, тут всё просто на самом деле, когда знаешь о чем идет речь.
заметно))) проще некуда. Что ни слово- надо лезть в словарь толковы
Интересное чтиво ? не оторваться, перечитываю в 16 й раз
Да не, тут всё просто на самом деле, когда знаешь о чем идет речь.
заметно))) проще некуда. Что ни слово- надо лезть в словарь толковый, но там хрен ты чё найдёшь))
Всё, я пошла работать! действительно, а то засиделась
не оторваться, перечитываю в 16 й раз